Что такое Випассана и как ее практиковать


Время от времени мы все испытываем волнение, разочарование и дисгармонию. Когда мы страдаем, негативные эмоции распространяются и на других людей. Поэтому учителя йоги советуют «познать себя». То есть не просто познать себя на интеллектуальном или эмоциональном уровне, а познакомиться с истиной на уровне практики. Чтобы достичь этого, более 2500 лет назад в Индии преподавали технику медитации Випассана как универсальное средство от проблем.

Определение Випассаны

Техника Випассаны — это простой и практичный способ обрести настоящее душевное спокойствие и стать счастливее. Считается, что это форма практики медитации, которой учил сам Будда. Хотя конкретная форма практики может варьироваться, она является основой всех традиций буддийской медитации .

Випассана переводится как «видеть вещи такими, какие они есть на самом деле». Это естественный процесс очищения ума посредством самонаблюдения.    

Випассана позволяет обрести покой и гармонию через очищение ума. Практика освобождает его от глубинных причин страдания. Шаг за шагом она ведет к высшей духовной цели полного очищения от всех ментальных омрачений.


Медитация Випассана — это практика непрерывного пристального внимания к ощущениям, благодаря которой человек учиться видеть истинную природу существования.


История Випассаны

Випассана ー это одна из самых древних техник медитации в Индии. Ее распространял сам Гаутама Будда более 2500 лет назад. Он лично практиковал и учил технике во время своего сорокапятилетнего служения. 

Со временем техника распространилась в соседние страны Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд. Там она также оказала облагораживающий эффект на медитирующих.

Через 500 лет после службы Будды благородное наследие Випассаны исчезло из Индии. Чистота учения была потеряна и в других местах. Однако в стране Мьянма истинное знание о Випассане хранила группа преданных учителей. Из поколения в поколение на протяжении более двух тысяч лет знание дословно передавали. Так удалось сохранить технику в ее первозданной чистоте. 

Буддийский монах достопочтенный Леди Саядо  (1846-1943 гг.) известен как учитель Випассаны, который представил эту технику мирянам. Раньше она была доступна только монахам. После его смерти ученики продолжили его дело и распространили учение на западе.

Самые влиятельные преподаватели Випассаны на Западе и по всей Азии ー это монах Махаси Саядо, бывший мирянин Саягья У Ба Кхин и его ученик С. Н. Гоенка.

Отличие от привычной медитации

Большинство систем медитации подчеркивают компонент Самадхи (сосредоточение или спокойствие). Это состояние, в котором ум приведен в покой, сосредоточен только на одном предмете и ему не позволено блуждать. В этот момент тело и ум находятся в умиротворении. Для этого медитирующий сосредотачивает ум на некоторых вещах, таких как молитва, мантра, пламя свечи или религиозный образ. Полное погружение исключает все другие мысли и восприятия из сознания. Результатом является состояние экстаза, которое длится до тех пор, пока медитирующий не закончит сеанс медитации. 

Медитация Випассана обращается к другому компоненту ーнаблюдению. В такой практике медитирующий использует свою концентрацию как инструмент для освобождения от иллюзий.  На это уходят годы, но однажды стена иллюзий рушится. Освобождение ー цель всех буддийских практик. Хотя пути к достижению этой цели весьма разнообразны.

Випассана и религия

Весь путь (Дхамма) — это искусство жизни и не имеет ничего общего с какой-либо организованной религией или сектантством. Сам Будда учил Дхамме (пути, истине). Он не называл своих последователей «буддистами»; он называл их «дхаммистами» (теми, кто следует истине). По этой причине Випассана может свободно практиковаться всеми: в любое время и в любом месте, без конфликтов из-за расы, культуры или религии. Випассана одинаково полезна для каждого.


Курсы Випассаны открыты для всех, кто искренне желает изучить эту технику, независимо от расы, касты, веры или национальности.


Болезнь универсальна; следовательно, средство должно быть универсальным. Например, когда мы испытываем гнев, этот гнев не является гневом индуизма или гневом христианина, гневом китайцев или гневом американцев. Точно так же любовь и сострадание не являются строго прерогативой какого-либо сообщества или вероисповедания: это универсальные человеческие качества, исходящие из чистоты ума. Люди любого происхождения, практикующие Випассану, обнаруживают, что со временем становятся лучше.

Практика Випассаны

Чтобы изучить Випассану, необходимо пройти десятидневный курс под руководством квалифицированного учителя. В течение всего ретрита студенты остаются на одной территории и не контактируют с внешним миром. Они воздерживаются от чтения и письма, приостанавливают все религиозные обряды и другие дисциплины. Во время курса участники соблюдают предписанный  Дисциплинарный кодекс. Важно всю практику соблюдать благородное молчание.

Курсы проводятся в установленных центрах Випассаны и есть в большинстве стран по всему миру. В интернете можно найти и предложения от турфирм: 10 дней на берегу моря или в горах со всеми удобствами. Однако такие курсы лишь частично основаны на Випассане и не являются истинным учением. 


Обучение состоит из трех этапов. 

Во-первых,  студенты практикуют нравственность ー воздержание от действий, которые причиняют вред. Они соблюдают пять моральных заповедей, практикуя воздержание от убийства, воровства, сексуальной активности, лжи и употребления интоксикантов. Соблюдение этих правил позволяет уму успокоиться, чтобы продолжить выполнение поставленной задачи.

Во-вторых, в течение первых трех с половиной дней студенты практикуют медитацию анапана, сосредотачивая внимание на дыхании. Эта практика помогает развить Самадхи (концентрацию)  и обрести контроль над неуправляемым умом. 

В-третьих, происходит очищение от лежащих в основе умственных нечистот. В последующие дни ученик развивает осознавание и невозмутимость по отношению к различным ощущениям тела.


Каждый день начинается в 4:30 утра и продолжается до 21:00. При этом ученик стремится медитировать как минимум десять часов в день (с перерывами). Студенты получают систематические инструкции по медитации несколько раз в день. Каждый вечер прогресс объясняется записанной на пленку часовой беседы С. Н. Гоенки. Курс завершается утром одиннадцатого дня. Ретрит завершается практикой метта-бхаваны (любящей доброты). Это техника медитации, в которой ментальная чистота, полученная в ходе курса, разделяется со всеми существами. 

Чтобы достичь душевного покоя, необходимо убедиться, что тело находится в покое. Поэтому важно выбрать позу, которая будет удобна в течение длительного периода времени. Если сидение со скрещенными ногами оказывается слишком трудным, можно использовать другие позы для сидения. Тем, у кого проблемы со спиной, вполне подойдет стул. В любом случае сядьте с прямой спиной под прямым углом к полу. Изогнутая или искривленная спина скоро принесет боль. Кроме того, физическое усилие оставаться в вертикальном положении без дополнительной поддержки придает энергии медитативной практике.

Классическую Випассану отличает подход к оплате и пожертвованиями. За учения нет никакой платы. Что касается расходов на питание, проживание и другие незначительные расходы, они покрываются за счет добровольных пожертвований студентов прошлых курсов. Лишь по завершении курса, каждый желающий может сделать пожертвование на будущие ретриты.  

Випассана и сверхъестественные силы

Медитация Випассаны не имеет ничего общего с развитием сверхъестественных, мистических или особых способностей, даже если студент испытывает такие изменения. За 10 дней практики ничего волшебного не происходит. Происходящий лишь процесс очищения ー это просто очищение от негатива, комплексов и привычек, которые затуманили чистое сознание и заблокировали потоки чистой любви (метта), сострадания (каруна), радости (мудита), и невозмутимости (упекха). Но такое очищение влечет и положительные изменения, которые легко спутать со сверхъестественным. 

В Випассане нет мистики. Напротив, Випассана означает конец мечтаниям, иллюзиям, фантазиям ー миражу кажущейся истины. В процессе сосредоточения внимательности мы постепенно осознаем, чем на самом деле являемся без образа эго. Мы просыпаемся и понимаем, что такое жизнь на самом деле. Это не просто парад взлетов и падений. Жизнь имеет гораздо более глубокую структуру, а медитация направляет на верное восприятие.

Випассана это форма умственной тренировки, которая учит совершенно по-новому воспринимать мир. Это процесс самопознания, в котором вы наблюдаете за собственными переживаниями, участвуя в них по мере их возникновения.

Во время обучения ученик концентрируется только на одной задаче ー борьбе со своим незнанием. Среди учеников нет поклонения единственному гуру или соревнований на скорость прозрения. При непрерывной практике медитация успокоит ум, увеличит концентрацию, пробудит острую внимательность и откроет ум для сознания.

Важность концентрации

Первый вопрос, который может возникнуть во время подготовке к Випассане: «зачем вообще использовать внимание и концентрацию; почему бы просто не сесть и не осознавать все, что происходит в уме и в теле?».

На самом деле существуют медитации такого рода. Они довольно сложны, поэтому новичкам рекомендуют начинать с альтернативных видов.

Ум хитрый. Мысль ー это сложная процедура. Во время мышления мы попадаем в ловушку и застреваем в цепочке мыслей. Одна мысль приводит ко второй, которая ведет к третьей, и еще, и еще, и так далее. Пятнадцать минут спустя неожиданно приходит осознание того, что все это время ум был в мечтах, фантазиях или в беспокойстве по поводу счетов.

Важность дыхания

Следующий ожидаемый вопрос: «почему дыхание является основным объектом медитации?».

Объектом медитации должно быть действие, которое способствует внимательности. Дыхание удовлетворяет этому критерию. Дыхание присуще каждому человеку. Оно всегда рядом, постоянно доступно, никогда не прекращается от рождения до смерти и при этом бесплатно.

Дыхание ー явление общее для всех живых существ. Истинное понимание процесса сближает вас с другими живыми существами. Это показывает неотъемлемую связь со всей жизнью. Наконец, дыхание ー это символ настоящего момента.

Первый шаг в использовании дыхания в качестве объекта медитации ー это найти его. Постарайтесь тактильно ощутить вход воздуха в ноздри. Сделайте быстрый глубокий вдох и обратите внимание и обратите внимение на внутреннюю часть носа, где вы испытываете наиболее отчетливое ощущение проходящего воздуха. Теперь выдохните и обратите внимание на ощущение в той же точке. Именно с этого момента начинается медитация.

Возможные сложности

В начале пути возможно некоторые трудности. Разум будет блуждать, постоянно метаясь, как шмель, и устремляясь к диким мыслеобразам. Старайтесь не волноваться и не реагировать на это. Феномен обезьяньего разума хорошо известен. Это то, с чем приходилось сталкиваться каждому продвинутому медитирующему. Когда придет осознание блуждающего ума, просто отметьте этот факт для себя и двигайтесь дальше.


Медитация Випассана ー это процесс переобучения ума.

Мы учимся полностью осознавать все, что происходит; так, как это происходит и  тогда, когда это происходит.

Это полное, непрерывное осознание в настоящем времени.


 

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: